Мы очень хотим, чтобы вы с легкостью находили общий язык со своими детьми, понимали их, принимали и помогали им находить себя в жизни. Ваш ребенок – неповторимый и уникальный, он не такой как все. И при этом психологи выделяют схожие типы поведения детей, в основе которых лежит тип личности ребенка. Мы познакомим вас с детской типологией, которую разработала Кристина Каниал-Урбан, школьный психолог, в ходе своей многолетней практики, а также дополнить ее своими наблюдениями. Автор различает четыре основных типа:

впечатлительная, чувствительная натура;

здравомыслящий, обязательный ребенок;

эмоциональный авантюрный тип;

стратегически планирующий свои действия умник.

1. Чувствительная натура

чувствительная натура

Характерно для ребенка:
Это общительный ребенок, чуткий, с развитой интуицией. Ему требуется близость с другими людьми, с родными, со сверстниками. Он хочет общаться с ними, заботиться о других, а также он хочет как можно больше знать о своих родных. «Какой женщиной была моя прабабушка?» «Как жил мой дедушка, когда был маленьким мальчиком?» Он с удовольствием будет рассматривать семейные альбомы, расспрашивать о всех, кто изображен на фото, о том, где эти люди сейчас и какими они были в то время. Никакой другой тип не интересуется так сильно тем, каковы другие люди (в первую очередь члены семьи), как они себя чувствуют. Такие дети чувствительны к состояниям других людей, они безошибочно определяют эмоции окружающих, чувствуют обман, поэтому родителям необходимо честно говорить им о своих чувствах и переживаниях.

Дети, относящиеся к этому типу, восхищаются сказками и разными историями, они замечательные слушатели и хорошие рассказчики. Обычно они рано начинают говорить, способны к изучению иностранных языков. Играя в игры, они полностью погружаются в свою роль. Они большие фантазеры. Родителям следует быть внимательными к тем фильмам и передачам, которые смотрит ребенок: они настолько отождествляют себя с действующими лицами, что в драматические моменты действия нуждаются в поддержке. Такие детки очень хотят быть любимыми и ценимыми, им постоянно необходимо подтверждение того, что они представляют собой что-то уникальное.

Возможные трудности:
Чувствительным детям сложно проводить грань между Я и ТЫ. Они - "сливающиеся", буквально перетекают в любимого человека. Это чревато отказом от собственного Я и полного растворения в другом человеке - потому что они считают хорошим то, что считает хорошим любимый ими человек. Они легко забывают о собственных потребностях и целях. Ему нужен единомышленник из взрослых, разделяющий его склонности.

типы личностей

Реакция на стрессовые ситуации:
Он еще больше, чем обычно, ищет близости с другими, буквально цепляется за них. Некоторые реагируют очень эмоционально: плачут и рыдают. Другие уходят в себя, страдают молча. Многие еще больше уходят в мир своих фантазий.

Как воспитывать:
Чувствительной натуре нужен человек (кто-нибудь из родителей, дедушка или бабушка), который давал бы простор и пищу его воображению, его характерным качествам. Ему необходимо общение, занятие творчеством, рассказы об истории его семьи, признание его дарований, его эстетического чутья и время для мечтаний. Посмеяться над его фантазиями - значит, нанести ему глубокую обиду. Обычно такие дети хорошо чувствуют себя в школах, где особое внимание уделяют развитию творческих способностей учеников. Они нуждаются в поддержке, уверенности и как можно большей близости, особенно в сложных стрессовых ситуациях. Если эта повышенная потребность в близости не удовлетворяется, кризис усиливается. Особое значение для ребенка имеет индивидуальная похвала. Помогают также истории о разрешении каких-либо проблем, в которых ребенок того же возраста справляется с аналогичным затруднением.

2. Авантюрный ребенок

авантюрный ребенок

Характерно для ребенка:
Ему на все не хватает времени, потому что мир так интересен, полон увлекательных приключений, испытаний. Авантюрным детям требуется активность. Они - увлекающиеся, общительные натуры, познающие окружающий мир всеми своими чувствами. Легко справляются с неприятностями, не боятся рисковать, охотно экспериментируют. То, что перестало их интересовать, они просто бросают. В их детской комнате часто царит хаос. Там рядом с компьютерной игрой может лежать всякий хлам, в вперемешку с книгами, тетрадями и конструктором.

У них сильна потребность в движении, они хорошо кушают едят, открыто проявляют свои эмоции. Их возможные проблемы: они часто опаздывают, не умеют обращаться с деньгами и тяжело им дается школьная дисциплина. В школе им часто скучно, поэтому они мешают занятиям и часто выступают в роли клоуна класса. Домашние задания либо не выполняют, либо выполняют поверхностно.

дети

Возможные трудности:
В семье, где большое значение придается порядку и контролю, авантюрному ребенку приходится тяжело, он часто вызывает неудовольствие родителей или бабушек и дедушек. Такой ребенок больше всего страдает и от школьной системы.

Реакция на стрессовые ситуации:
На стрессовые ситуации он реагирует еще большим беспокойством. Потребность в движении превращается в постоянную активность, потребность в стимулах - в перевозбуждение, разнообразие интересов - в импульсивность. В затруднительных ситуациях такие дети часто теряют столь важное для них чувство самосохранения, при малейшем разочаровании впадают в буйную ярость. Такой ребенок может испытывать трудности в общении с детьми из-за своего взрывного, непредсказуемого характера.

тип личности ребенка

Как воспитывать:
Давать волю ребенку до определенных пределов - основное правило применительно к авантюрному типу. Обязательные правила и твердое руководство необходимы, также важны контакты со сверстниками, даже, если он стремится к независимости. В случае возникновения проблем в школе надо не запрещать что-либо, а уделить больше внимания режиму и порядку. Такие дети нуждаются в ком-то, кто вместе с ними убирал бы в комнате, организовывал бы рабочее место, показывал им. как можно дать приемлемый выход приступам ярости.

3. Ребенок Умник

типы личности ребенка

Характерно для ребенка:
Обычно это разумный и всегда поступающий обдуманно ребенок. Он всегда задает много вопросов, он хочет знать все досконально, стремится познать окружающий мир, чтобы чувствовать себя уверенно. Такой ребенок не очень любит групповые действия и коллективные игры, он больше предпочитает общаться с другом, подругой или с компьютером. На первый взгляд может показаться, что в его комнате царит хаос, но, в отличие от авантюрного типа, он сразу находит то, что нужно, потому что у него свой собственный порядок. Дети - умники очень рано начинают вести себя как взрослые, иногда не по годам разумны. Им нравится вести себя как взрослые и поэтому они охотно присоединяются к взрослым. Общество взрослых предпочитают компании сверстников. Они ориентированы на достижение результата, предпочитают самостоятельно ставить перед собой цели. К самим себе предъявляют высокие требования, стремятся достичь большего.

Возможные трудности:
Ребенок-умник не умеет угождать, поэтому он часто выглядит высокомерным, холодным, легко становится аутсайдером. Может открыто выражать неприязнь своим сверстникам. При этом он чрезвычайно ранимый ребенок.

тип личности

Реакция на стрессовые ситуации:
Обычно у таких детей есть правило - сохранять невозмутимость. В трудные моменты они становятся еще более рассудительными, максимально прячут свои эмоции. В результате они утрачивают контакт с самими собой и своими близкими. Чувствуя какую-то угрозу для себя, дети-умники реагируют на нее - совершенно неожиданно для других - крайне эмоционально, вплоть до приступов ярости. При неудачах, например в школе, они легко теряются, стремятся добиться еще большего совершенства, что может превратиться в навязчивое состояние.

Как воспитывать:
С детьми-умниками выражения типа "Ты сделаешь это, потому что я так сказал" вряд ли помогут чего-либо добиться. Чем старше они становятся эти дети, тем меньше можно рассчитывать на родительский авторитет, поскольку они считают решающей инстанцией самих себя. Если вы хотите, чтобы они что-то сделали, надо убедить их. Им нужно объяснять необходимость и целесообразность каждого требования или правила. Они руководствуются только пониманием. В случае неудач в школе такой ребенок нуждается в поддержке родителей. Важно подчеркивать его способности, подкреплять его уверенность в себе - и разъяснять ему, что ошибки тоже важны, что без них было бы невозможно двигаться вперед. Эти дети сами наказывают себя повышенными требованиями к себе. В случае эмоциональных затруднений родители могут поддержать ребенка, заводя разговор о собственных чувствах. Однако не следует ожидать от него большей демонстрации печали.

4. Обязательный ребенок

обязательный ребенок

Характерно для ребенка:
Он очень любит быть полезным. Также для него очень важно чувствовать принадлежность к семье. Такие дети стремятся добиться большей близости тем, что делают что-нибудь практичное, охотно помогают по дому, берут на себя определенные обязанности (например, накрыть на стол), но больше любят делать что-либо вместе с родителями. Очень переживают, если их не похвалят. Хорошо приспосабливаются к школьной системе с ее правилами. У них нет проблем с дисциплиной и порядком. Они с удовольствием выполняют просьбы взрослых. Трудности возникают, когда в свободный час им надо самим выбирать себе занятие. Это реалистически мыслящие дети. Они способные добиваться выдающихся результатов. Они любят семейные праздники, им интересно, как ведут себя родственники.

как воспитать

Возможные трудности:
Расположением обязательного ребенка часто злоупотребляют, поскольку он всегда готов помочь. В трудных обстоятельствах или после развода он легко входит в роль заменителя одного из родителей, берет на себя заботу о младших братьях и сестрах. Такой ребенок склонен некритично принимать правила и мнения других людей. Родители, которые пользуются этой особенностью своего ребенка, ставят перед ним непосильную задачу. Ему требуется четкий распорядок дня, планы.

Реакции на стрессовые ситуации:
В кризисных ситуациях старается быть еще более послушным. Обязательный ребенок ведет себя очень хорошо, из страха выполняет все реальные или даже воображаемые требования. Цепляется за ритуалы, что может довести его до навязчивых состояний. Но в некоторых случаях может и угрожать родителям.

Как воспитывать:
Обязательный ребенок особенно сильно нуждается в похвале, подтверждении его способностей и в вопросах о том, чего ему хотелось бы. В трудные периоды это особенно необходимо. Хорошо предлагать ему различные варианты - на выбор. Родителям следует больше общаться с таким ребенком, обсуждать различные темы, ситуации, которые произошли с ним или другими людьми, чаще спрашивать ребенка о его размышлениях. Следует уважительно относиться к его взглядам и поощрять высказывание собственного мнения. Не предъявлять к нему чрезмерных требований в отношении самостоятельности. Там, где велик удельный вес свободных занятий, такой ребенок обычно чувствует себя неуверенно, поэтому имеет смысл вместе разработать план действий.

реакции на стрессовые ситуации

Наблюдая за своим ребенком, вы легко сможете определить черты, присущие именно ему. Следует помнить, что в чистом виде эти типажи встречаются довольно редко, в реальности встречаются смешанные формы. Однако вы всегда можете распознать преобладание одного типа. Это поможет вам лучше понять мотивы и устремления своего ребенка. Возможно, это будет отличаться от вашего представления о нем. Не спешите переделывать его. Если воспитание ребенка будет противоречить его типу личности, то у ребенка будет формироваться установка, что он не вполне нормальный, что с ним что-то не так. Воспитание в соответствии с типом личности поможет вашему ребенку раскрыть все самые сильные стороны, гармонизировать отношения с окружающими, сформировать адекватную высокую самооценку.